Южная Африка

(Декабрь 2013 — Январь 2014)

Ввиду различных обстоятельств, подготовка к этому путешествию заняла у нас около года, и вот, наконец, нам всё-таки покорился и этот континент, полный загадок и предрассудков, из-за чего казавшийся особенно привлекательным для туристов, ищущих приключений и особенных впечатлений. Африка — это край диких животных, потрясающих горных пейзажей и еще живых традиций диких племён, населявших эти территории.

За время поездки мы пересекли границы четырёх государств: Южной Африки, Зимбабве, Ботсваны и Замбии с общим количеством перелётов в 8 штук. Первым пунктом нашего назначения был город Кейптаун, располагающийся на побережье двух океанов: Атлантического и Индийского.

Часть I

Южная Африка

Кейптаун

Кейптаун является одной из трёх официальных столиц Южно-Африканской республики, с населением около трёх с половиной миллионов жителей. Одной из интересных особенностей данной местности является то, что с мыса Кейп-Пойнт можно увидеть два океана одновременно: холодный Атлантический и теплый Индийский.

Сердцем города является порт и расположенная рядом набережная Виктории и Альфреда (Victoria & Alfred Waterfront), где мы поблизости и остановились в отеле.

Основной достопримечательностью Кейпа является Столовая гора, которую мы заметили ещё с воздуха и, после утомительного перелёта, занявшего в общей сложности около 14 часов, горные пейзажи так воодушевили нас, что вся усталость сразу отошла на второй план.

Столовой эта гора названа за необычную форму, напоминающую гладкий стол вместо остроконечной вершины, а когда облака закрывают верхнюю её часть, местные жители так и говорят: “стол покрывается скатертью”.

Предвкушая, какие красоты откроются перед нами с высоты, в первый же свободный день мы взяли билет на экскурсионный автобус City Sightseeing, чей маршрут проходит рядом с нижней функулёрной площадкой, и отправлись покорять Столовую гору. К слову сказать, таких желающих как мы оказалось немало, так что прибыв на место нам пришлось отстоять в очереди на фуникулёр добрых два часа. Погода в горах всегда непредсказуема, поэтому за время нашего ожидания мы успели и сгореть на солнце, и продрогнуть до костей, так что отправляясь в горы, обязательно стоит брать с собой тёплую одежду.

Вершина Столовой горы представляет собой не просто площадку для создания фотооткрыток, это большое плато с многочисленными тропинками, где можно встретить разнообразную горную флору и фауну. По обеим сторонам от основной Столовой горы расположились еще две поменьше: Пик Дьявола и голова Льва, вокруг которых кружат многочисленные парапланеристы. С высоты можно видеть, что город как бы зажат между этих высот, из-за чего в некоторых его частях практически отсутствует ветер. Дома в таких районах считаются элитными, и многие богатые африканцы строят свои виллы именно здесь — на склоне скал перед бушующим океаном.

Одной из особенностей этого путешествия было большое количество экстремальных приключений и, будучи рядом с Атлантическим океаном, мы не могли не воспользоваться возможностью заглянуть в пасть самому опасному хищнику этих вод — большой белой акуле. На рассвете второго дня нашего отдыха мы отправились к побережью, чтобы в составе группы таких же как мы идиотов любопытных до впечатлений туристов погрузиться в воду в клетке во время кормления акул. Однако самым страшным тут оказалась совсем не акула, как можно было подумать, а сам океан. Кстати говоря, в Америке в год от тостера умирает большее количество людей, чем от зубов акул. Вода Атлантического океана в летнее время года холоднее, чем зимой, и составляет, как нам сказали, около 12-14 °С. Поначалу мы не предали этому значения, но после погружения в ледяную воду об акуле уже все забыли — мысли были только о том, как бы тут не окоченеть до смерти, ведь клетка закрылась, а сказать что-то внятное, когда от холода стучат зубы, не получается. Но даже не холод оказалался самым неприятным, что могло нас поджидать в данном приключении. Об этом, почему-то, не принято писать в рекламных проспектах и турагенты не предупреждают о коварстве океана, с которым простые туристы доселе не сталкивались — как только наша лодка встала на якорь, нас сразила морская болезнь. К сожалению, ничего подобного раньше с нами не происходило, поэтому нам не пришло в голову заранее обезопасить свой организм от этой напасти. Волонтёры из команды старались хоть как-то помочь нам, но облегчение пришло только после того, как мы вновь ступили на твёрдую землю.

Уже по прошествии времени, и отбросив ужасы качающих волн и холодной воды, можно сказать, что наблюдать голодную пасть самого страшного морского хищника вблизи — незабываемые впечатления. Акул приманивают при помощи очень пахучего “рыбного супа” и туши большой морской рыбы. Долго ждать не пришлось, уже через минут 30 на нашу лодку вышли 2 огромных серых пятна, которые стали медленно кружить вокруг добычи. Когда акула приближается к клетке, волонтёр из команды организаторов начинает с ней играть почти как с котёнком. К концу веревки у него привязана дощечка, напоминающая рыбу, он водит ею по поверхности воды, а акула выскакивает и пытается схватить эту бутафорскую наживку. Такая игра продолжается 20 минут для каждой группы туристов, помещенных в клетку, во время которой они могут буквально в сантиметрах от себя наблюдать раскрывающуюся пасть хищника с рядом острых зубов. О том, чтобы не высовывать руки никто не думал, ведь они намертво пристыли к клетке от холода, да и акула, кажется не интересовалась этими страдальцами, а была увлечена игрой с “мышкой”.

Третий день в Кейптауне мы решили посвятить прогулке по старой части города, пройтись по дорожкам ботанического сада, где из кустов нам под ноги бросались пушистые белки, удивиться количеству пернатых обитателей Южной Африки в парке “Мир птиц”, а также забрести на местный рынок и поторговаться с продавцами сувениров.

Закончить своё пребывание в Кейптауне мы решили в одном из многочисленных ресторанов на набережной, где можно насладиться великолепным вкусом наисвежайших креветок, кальмаров и божественных лобстеров, делясь впечатлениями за бокалом местного вина на закате уходящего за горы солнца.

Найзна

Следующие 3 дня мы провели в городе Найзна и островах Thesen, где находился наш отель. Этот небольшой городок, расположенный на побережье Индийского океана, показался нам последним пристанищем старых “морских волков”. Капитаны на пенсии живут здесь в небольших коттеджах на островах, отделённых от материка с чернокожими жителями дамбой. Почти каждый такой островитянин имеет в своём распоряжении яхту, лодку или, на худой конец, катамаран. В один из дней, когда мы ходили под парусом, капитан показывал нам своих друзей, рассказывая об их морских походах в Австралию или Бразилию, не забывая при этом упоминать и их подруг — прекрасные яхты. Да, в английском языке обращение к кораблю будет “she”, а не “it”, как к другим неодушевлённым предметам.

Про отель стоит упомянуть отдельно. The turbine butique hotel расположен в здании бывшей электростанции, поэтому его индустриальный дизайн содержит множество элементов от прошлой жизни: турбины электродвигателей, паровые котлы, датчики давления прошлого века. В совокупности с прекрасно оформленными номерами, выходящими окнами на канал, это создаёт неповторимое впечатление отельной экзотики.

Все три дня в Найзне нас сопровождал один водитель, который охотно расспрашивал про Россию и всячески помогал нам с местными нюансами, подсказывая и напоминая про мелочи, необходимые в наших путешествиях. Именно это отлично характеризует местные туристические компании: их участие и дружеское отношение к клиенту, к которому они без лицемерия относятся как к другу, оставляет самые хорошие впечатления об африканском сервисе туризма.

Новый Год в Африке празднуют не слишком активно, делая больший упор на католическое Рождество, поэтому мы решили, что встречать его будем не за столом в ресторане, а исполним свою давнюю мечту — полетим на воздушном шаре. 31 числа рано утром мы отправились в город Oudtshoorn, дорога до которого занимает 3 часа. Мы прибыли на место как раз к приготовлению шара, раздуваемого двумя горелками. Через полчаса мы уже медленно поднимались в небо вместе с встающим из-за гор солнцем, заливающим желтым светом бескрайнюю долину, раскинувшуюся у подножия гор. Утреннее солнце разбудило зайцев, повылезавших из своих нор и спасающихся бегством от нависающего над ними воздушного шара. После полёта мы приземлились на лётном поле местного аэродрома, где по традиции местных воздухоплавателей выпили по бокалу шампанского.

Первый день нового года мы решили провести в океане на парусной яхте. Нашими капитанами были ребята из http://www.boatingadventures.co.za, которые перед отправлением не только рассказали нам об устройстве яхты, но и показали основы управления и швартовки. Всё это нам пригодилось в дальнейшем, т.к. на яхте мы не просто были пассажирами, а полноправными моряками, самостоятельно управлявшимися со штурвалом и снастями. Это выгодно отличает данное морское приключение от других, предлагающихся в Найзне. Яхта, под парусами которой мы провели этот день, называется “Mercury”. Она является одной из двух яхт, построенных по проекту в Германии в 1971 году для участия в трансатлантическом походе из Кейптауна в Рио. По традиции капитана, на этой яхте нельзя выйти в море, не положив предварительно на дно золотую монетку в специальное для этого отверстие, что мы и сделали. После чего, выйдя из бухты, расправили паруса и стали наслаждаться “полётом” на волнах океана.

Поскрипывание дерева, морской бриз и управление легендарным кораблём дают ощущение свободы и оставляют незабываемые впечатления на всю жизнь.

Завершающий день в Найзне мы посвятили более экстремальному виду отдыха — абсейлингу. Это скоростной спуск по веревке вдоль отвесных скал, называемый по-русски дюльфер. Тренеры, проводившие обучение, выглядели как хиппи, что, однако, не помешало им со всей строгостью подойти к безопасности и организации. Подъём на середину горы занимает минут 20, после чего, надев снаряжение и пристегнув карабины, мы стали медленно спускаться по отвесу. На пути, как нас и предупредили, находились небольшие пещеры, которые надо было преодолевать, извиваясь в самых необычных позах. Завершался путь вниз приземлением в каное, которое ждало нас в небольшой бухте возле водопада. После напряженного спуска очень приятно искупаться в водах Индийского океана, в который стекает пресноводный водопад.

Так мы встретили этот год в Африке: подъёмом ввысь на воздушном шаре и спуском вниз к водам освежающего океана.

Йоханнесбург

В Йоханнесбурге мы пробыли один день, который оказался самым насыщенным за всю поездку. Временно мы обосновались в гостинице в районе Сэндтон, где сосредоточены торговые и офисные здания. Почти сразу после прилёта мы пошли осмотреться, тем более, что город казался интересным. Однако, всё оказалось не совсем так, как мы это себе представляли. После отмены апартеида многие компании и банки закрыли свои представительства в Йоханнесбурге, поэтому дорогие небоскрёбы стали ненужными памятниками былой роскоши. Сейчас многие из них стоят в полуразрушенном состоянии, хотя некоторые компании и начинают возвращаться в город. После наступления темноты туристам на улицах лучше не появляться — в Йоханнесбурге всё еще сохраняется сложная криминальная обстановка даже в благополучных районах вроде Сэндтона.

Чтобы не испытывать судьбу, мы заранее связались с фирмой Сафари 5, где заказали услуги индивидуального русскоговорящего гида. Оксана, так звали нашего гида, на протяжение нескольких лет постоянно проживает в Йоханнесбурге. Она показала нам город и окрестности Гаутенга, как свой дом — с особенной спецификой и необычными нюансами, стараясь раскрыть нам тайны, недоступные при посещении Йоханнесбурга по обычной туристической программе.

Сперва мы посетили парк львов, где воспользовались удивительной возможностью поиграть с маленькими двух-трёх месячными белыми львятами. Затем совершили маленькое сафари, за время которого нам удалось без особых хлопот увидеть и больших львов, спасающихся от зноя в тени, и жирафов, и смешных сурикатов, что забавно встают на задние лапы, охраняя свою территорию.

После такого развлечения нас уже ждали в ресторане Carnivore, где, как бы это не звучало странно, те животные, что мы видели на сафари, оказались у нас в тарелке. Если вы большой любитель поесть мясного, то обязательно посетите это место. Необычный африканский интерьер в сочетании с возможностью попробовать мясо животных, начиная с обыденной для нас говядины и заканчивая экзотическими зеброй и крокодилом, не оставят вас равнодушными, а самое главное — голодными. Говорят, еще никто не проходил до конца весь мясной марафон, заказывая после него десерт. Лично мы дошли лишь до крокодила, но это того стоило. Мясо зебры оказалось жестковато и похоже на конину, а самое нежное и вкусное — это

мясо импалы и крокодила.

По дороге в деревню Леседи мы заскочили в музей, который рассказывает об истории возникновения человека. Именно в этих краях была сделана одна из первых находок останков homo habilis.

Деревня Леседи была центральным местом, которое мы хотели посетить в этот день. Здесь собрана и показана культура и традиции жителей народов Африки до прихода белого человека. Нам повезло с гидом: он не просто рассказывал об истории своей страны, а вовлекал зрителей в своеобразное шоу. Каждое поселение племени — это особенное представление, объясняющее их традиции, причины и историю возникновения. Тут мы пытались выговаривать щёлкающие имена вождей племени коса, пробовали засушенных личинок из рук гостеприимных педи, участвовали в танцах воинственных зулусов и учились все вместе обменивать коров на женщин. Каждый рассказ — это маленькое представление и огромная история древнего африканского мира. По завершению пешей прогулки нас ждало театрализованное представление с зажигательными танцами и песнями аборигенов, которые олицетворяли охоту, пойманную дичь и завоевательные набеги.

Вечером того же дня Оксана показала нам одно из трёх казино Йоханнесбурга. Montecasino представляет собой небольшой итальянский городок, построенный внутри огромного здания, где всегда шумно, весело и никогда не бывает скучно. Надо сказать, что его богатый вид и размеры не позволяют назвать Южную Африку бедной страной, как многие, возможно, ошибочно полагают. Наоборот, тут Йоханнесбург даёт понять, что тем, кто хочет заработать или потратить уже заработанные деньги, этот город предоставляет все возможности.