Горный Алтай, Чуйский тракт

(сентябрь 2018)

Часть II

Чуйский тракт

Вернувшись на Чуйский тракт, доблестный “Патриот” понёс нас по идеально ровной дороге через перевал Чике-Таман в сторону Северо-Чуйского хребта, опоясывающего степные просторы — какой же невероятно разнообразный природный ландшафт в Горном Алтае! Ещё вчера мы только спустились с гор, а сегодня уже несёмся по пустынной дороге, любуясь просторами степей и удивляясь одиноко гуляющим по полям верблюдам. Близился вечер и, полюбовавшись видом с обзорной площадки на слияние рек Чуя и Катунь, мы нашли уютный домик на берегу реки, где и заночевали в предвкушении нового дня.

Утром мы первым делом поехали в урочище Калбак-Таш — место, знаменитое своими петроглифами, некоторые из которых сохранились здесь ещё со времён неолита. Основной мотив этих петроглифов — изображение людей и шаманов, животных и природы, понимание древними людьми мироустройства и своего места в нём, но особенно любопытной оказалась для нас карта звёздного неба и галактик, высеченных на большом камне, где в качестве линзы для наблюдений за звёздами использовалась вода, попадающая в специальные для этого выемки на валунах. Интересно также было заметить, что многие руны из письменности тюркских народов, идентичны по своему изображению скандинавским.

Следующим пунктом нашей остановки была Марсианская долина близ села Чаган-Узун. Здесь ландшафт представляет собой холмистую местность практически без растительности, а горная порода из-за большого содержания ртути имеет красно-рыжий оттенок, напоминающий марсианские пейзажи из фантастических фильмов — ещё одно удивительное по красоте место, величественное и создающее настроение одинокого межзвёздного путешественника, оказавшегося на пустынной планете.

Полазав по бурым холмам, мы отправились дальше за посёлок Акташ, посмотреть на термальные источники Гейзерного озера. Присев на пенёк в этом живописном месте, напомнившем картину Васнецова “Алёнушка”, терпеливый зритель сможет наблюдать, как из сердцевины озера периодически бьют родники, поднимая на поверхность светло-голубую глину, растекающуюся по поверхности самыми причудливыми формами.

Кто-то поселил в этих водах рыбу хариуса, некогда одиноко плавающего в кристально прозрачной воде, но в наш визит мы заметили ещё одну маленькую рыбёшку, озорливо виляющую хвостом, так что теперь у Степаныча, как прозвали его наши ребята, есть компания. Порадовавшись за рыбок, мы поехали дальше мимо ртутного озера Чейбеккёль через Улаганский перевал в сторону долины реки Чулышман.

Под конец дня, когда уже начали спускаться сумерки, мы добрались до перевала Кату-Ярык, пожалуй, ещё одного незабываемого аттракциона, который подготовил для нас Алтай. Кату-Ярык — довольно крутой перевал, представляющий из себя узкоколейный серпантин, где спуск и подъём крайне рекомендован на полноприводном автомобиле и потребует от водителя всего мастерства, дабы не рухнуть с обрыва в пропасть.

Когда наш “Патриот” благополучно дополз до долины, уже почти стемнело и мы, выбрав домик на одной из баз, расположенных вдоль реки, завалились отдыхать на шикарной “дизайнерской” кровати, стенки которой были выполнены из извилистых стволов дерева.

В этой долине мы провели последующие два дня, наведываясь к чудесам природы, которые расположились неподалёку от Чулышмана. Первый маршрут начался на другом берегу реки, которую мы переплыли на лодке, и привёл нас к Куркуре — небольшому, но красивому водопаду, который можно рассмотреть как с земли, так и забравшись на гору, заглянув в бурлящее жерло с головокружительной высоты, стоя на краю обрыва.

Второй не менее привлекательный и удивительный объект живой природы, находящийся близ долины — “Каменные грибы”. Эти необычные сооружения мы заприметили ещё будучи на другой стороне быстроводной реки Чулышман, однако по мере приближения к ним, удивлению нашему не было предела, насколько необычным это выглядит на фоне скалистых гор, что даже не верится, что эти каменные сооружения не рукотворные создания, а результат многовекового труда самой природы, с помощью воды и ветра терпеливо вытачивающая из горной породы изящные ножки и не менее экстравагантные шляпки, каким-то невообразимым образом удерживающиеся на этих каменных столбах, превращая их в настоящие произведения искусства.

Когда на Чулышманскую долину спустился глубокий вечер, а осенние ветра нагнали дождевые облака, накинув их, как одеяло, на горные вершины, мы были приглашены в аил, где рассевшись вокруг уютно потрескивающего костра, погрузились в сказания и эпос древних народов этого края в исполнении мастера горлового пения Олега. Горловое пение (кай) — чрезвычайно сложный в исполнении вид вокала и, как правило, мастерство передаётся из поколения в поколение — от деда к отцу, от отца к сыну. Трудно передать словами наше удивление и восторг от мастерства этого исполнителя столь необычной для нас техники пения: от глубоких рычащих звуков, будто стая диких и могучих  животных провозглашающих свободу и необузданность этих мест, до трелей птиц, перескакивающих с ветки на ветку и радующихся весеннему солнцу.

Третьим пунктом из намеченных нами визитов по достопримечательностям долины стал водопад Учар. До этого водопада путь неблизкий и прогулка в обе стороны занимает практически весь день. Женя изначально несколько запугивал нас тропой, которую нам предстояло пройти, чтобы лично познакомиться с самым большим каскадным водопадом Алтая. Однако всё оказалось не так страшно, как мы себе это представляли.

Несмотря на плохую погоду накануне вечером, следующий день выдался сухим и, наверное, неспроста, ведь наш ритуал, как мы уже знаем, работает исправно, что означало сухую и не скользкую тропу в предстоящем выходе. Путь был действительно неблизкий, но после похода к Белухе, нынешний маршрут оказался приятной прогулкой налегке вдоль склона, пересекая горные ручьи с ледяной, утоляющей жажду водой, завораживающими видами и смелым траверсом по отвесным скалам мимо горного водопада.

Приблизившись к бурлящим водам этого каменного гиганта, Алтай вновь удивил нас своим невероятным природным разнообразием и одновременным явлением всех сезонов.

Вершины гор были присыпаны, как сахарной пудрой, лёгким снегом, золотистые осенние склоны, будто зачерпнув воды в свои ладони, поливали ею готовящуюся к зимнему сну долину, а рядом с нами, прикоснувшимися к этому величественному действу, цвёл ярко-розовый маральник — символ весны и пробуждения на Алтае.

Настало время выдвигаться в обратный путь. Подъём на перевал Кату-Ярык для нашего верного “Патриота” был вполне “по зубам”, а вот за Лету и Ваню мы немного переживали, готовые взять их на буксир, однако они также без потерь мастерски справились с этой задачей.

И вот, уже заглядывая на прощание в пропасть, где запомнившаяся нам бушующая река Чулышман виднелась теперь лишь тоненькой ниточкой, аккуратными стежками стягивающей два берега в единое полотно, мы рванули на спуск, где по дороге заехали к Валентину Михайловичу (Михалычу) — неординарному старожилу этих мест, который на нашу реплику, где можно купить свежей рыбки, без лишних вопросов отправился проверять сети.

Пока мы ждали возвращения Михалыча, он разрешил нам пройтись по его владениям. Заглянув в домики, мы обнаружили там целый музей, экспонаты которого, кажется, пережили не одну эпоху: множество старых музыкальных инструментов, радиостанции и первые ноутбуки, книги, игрушки разных лет, старые фотографии и даже нижнее бельё с пожеланиями от постояльцев и вольных путешественников, которых в своё время приютил у себя Михалыч.

Вместе с нами по двору, похрюкивая, вальяжно гуляли мохнатые свинки, а добродушные псы с любопытством поглядывали на новых гостей.

Не прошло и получаса, как Михалыч вернулся с мешком только что выловленного муксуна. Ребята спросили, хороша ли рыбка для жарки, но что Михалыч неодобрительно сморщил нос. Переглянувшись мы уточнили, быть может она хороша для варки, после чего Михалыч ещё больше скривил физиономию и в нецензурной форме дал понять, что варить её будет ещё хуже. Получив порцию троллинга от Михалыча, едва сдерживая смех, мы распрощались с ним и отправились дальше в сторону Чуйского тракта.

Добрались мы до Жениной дачи близ посёлка Усть-Сема уже вечером, где Бику была поручена миссия жарки рыбы, купленной у Михалыча, с который он справился “на ура”, приготовив вкуснейший речной деликатес, и под звон походных кружек наступила последняя ночь нашего путешествия по Горному Алтаю, где в общей сложности мы проехали 2370 километров плюс около 100 километров было пройдено нами пешком.

Утром, прежде чем попрощаться с этим удивительным местом и направить колёса в сторону Барнаула, мы прокатились на моторном рафте по лазурной Катуни, заехав на базу, больше рассчитанную на любящих комфорт туристов, где увидели небольшой водопад, оборудованный специальной лестницей для удобства просмотра, и поиграли со свободно бегающими по газону милыми кроликами.

А по пути через Горно-Алтайск заехали в национальный музей Республики Алтай, где нам провели интересную экскурсию, рассказав об истории народов, населявших эти земли и показали гробницу знаменитой принцессы Укока.

Вернувшись в Барнаул, скинув с себя, наконец, пропахшую костром одежду, мы решили поставить точку в нашем незабываемом путешествии и попрощаться с ребятами, встретившись в Байк Баре, про который за время нашего похода Бик и Женя прожужжали нам все уши.

Бар действительно стоил того, чтобы в нём побывать — интерьер, созданный в стилистике свободолюбивых байкеров, стены и потолок которого украшали всевозможные детали железных коней, головокружительные коктейли от местной знаменитости бармена Гарика и дружеская атмосфера увлечённых своим делом людей стали отличным дополнением к тому спектру впечатлений, который мы получили благодаря Горному Алтаю и компании замечательных ребят.

***

Приезжая в Горный Алтай многие сравнивают его с другими местами на планете — швейцарские Альпы, бескрайние монгольские степи, кристально-чистые финские озёра, но объездив много стран понимаешь, что, напротив, каждое из них теперь напоминает Алтай. И каждая новая точка земного шара, где нам ещё предстоит побывать, будет напоминать нам алтайское путешествие, вызывая в воспоминаниях эмоции, которые подарил нам этот великолепный край. Мы определённо вернёмся сюда и, если не наяву, то обязательно во сне.